главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Международный экономический форум

Хомин О.В.

Интеллектуальное предпринимательство как форма становления экономики знаний

В экономическом научном дискурсе в последнее десятилетие появились новые понятия, более глубоко и всесторонне отражают кардинальные изменения в экономической жизни. Наиболее общими понятиями стали экономика знаний и образовательное общество. Но пока мало обращают внимания на то, что их появлению предшествовали несколько иные процессы, которые готовили почву для экономики знаний, которая находится лишь в стадии становления в разных странах. Речь идет о предпринимательской экономику (entrepreneurial economy) и предпринимательское общество (entrepreneurial society). Между тем переход к экономике знаний можно объяснять и на основании тех изменений, которые происходят в предпринимательском секторе.

Понимание роли знания и умения производить новое знание, способность применять его для блага человечества сейчас становится одним из наиболее актуальных задач для исследования современной обществоведческой наукой, прежде всего экономической теорией. Без этого невозможно преодоление глобальных кризисов, порожденных техногенной цивилизацией. Актуальность исследования также обусловлена тем, что в период быстрых социокультурных и экономических изменений человек чаще имеет дело не с готовыми системными знаниями, а с информацией, с которой новое знание нужно еще суметь правильно выделить и найти оптимальные пути его использования. Творчески работающий специалист является не столько потребителем готовой информации, сколько генератором, интерпретатором и распространителем знания. Еще в большей мере это касается так называемых интеллектуальных предпринимателей, которые становятся практическим движителем процесса формирования экономики знаний. Сам феномен предпринимательства недостаточно рассматривать только как предметно-материальную сферу инноваций. В условиях роста роли знания речь должна идти и о второй стороне этого феномена - идеально-творческие принципы, что уже не позволяет характеризовать предпринимательство только как сугубо экономическое явление. Причины его развития все больше лежат в духовной сфере, в сфере ценностей, мотиваций, познания, образования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы формирования "контуров" экономики знаний нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов: Антипина О., Астаховой И., Архиереева С., Варшавского А., Васильчука Ю., Вильховченко Е., Гейца В., Гэлбрейта Дж., Григоряна Г., Дракера П., Задорожного Г., Иноземцева В., Инглегарта Р., Кима М., Мэлоуна М., Осецкого В., Приходько Н., Сакайи Т., Степина В., Тоффлера Э., Фукуямы Ф. , Чухно А., Едвинсона Л. и других.

Однако существует необходимость в уточнении определений таких понятий как "знание", "информация", "интеллектуальный капитал", "экономика знаний", раскрытие содержания категории "интеллектуальное предпринимательство".

Обеспечение успешного позиционирования современного государства в глобализирующемся мире, потребность в переходе к обучению специалистов в режиме непрерывного образования становятся необходимыми ответами на запросы экономики, основанной на знаниях. Перспективные подходы, которые могли бы при дальнейшей разработке дать новые плодотворные импульсы для осмысления новой роли знания, и могут быть выделены при исследовании сферы интеллектуального предпринимательства, чему и посвящена диссертационная работа.

Экономика знаний как актуальная основа современного развития общества

В первом разделе "Экономика знаний как актуальная основа современного развития общества" исследуется роль знания в структуре человеческой деятельности, анализируется содержание экономики знаний и обосновывается необходимость перехода к ней в Украине, а также раскрывается методологическое значение постнеклассического знания как теоретической основы исследований современной экономики.

Исходные положения исследования перехода к экономике знаний находятся в тех идеях нобелевских лауреатов по экономике о значении знания для экономического роста. Среди них были такие, которые непосредственно рассуждали о возрастающей роли знаний и науки: С. Кузнец, Т.-В. Шульц, Г.-С. Беккер, Ф. Хайек, теоретическое наследие которых в аспекте темы диссертации проанализированы в работе.

При формировании экономики знаний особенно актуальной становится проблема управления знаниями, что связано с изменением главного предмета труда: им в возрастающей степени выступает сам человек, его сознание. Наиболее содержательными причинами, которые обусловливают новую роль знания и управления им в современном обществе, являются следующие.

Во-первых, быстрые изменения, связанные с глобализацией и взрывным развитием электронно-компьютерных технологий, которые значительно увеличивают как количество, так и степень социальных и других рисков, которым подвергаются все хозяйствующие субъекты в своей повседневной деятельности. Определение рисков, снижении степени неопределенности, создание механизмов защиты от рисков становится важнейшим актуальной задачей научной и хозяйственной деятельности.

Во-вторых, сущностные изменения в социальной сфере общества, где нарастает противоречие между индивидуализацией, разделением и необходимостью роста значимости совместимости в решении общих задач и достижении общих целей. Оно проявляется в том, что наблюдается новая социальная стратификация, критерием которой становится владение / невладение знаниями. Выделение знаний как основного средства производства при переходе к постиндустриальному обществу позволяет их носителям получать достойное материальное вознаграждение, пропорциональное их индивидуальному вкладу в общественный прогресс.

В-третьих, достаточно жесткая система конкуренции. В ней выигрывает тот производитель, чей продукт или услуга является более знаниеемкими, независимо от того, может ли потребитель использовать все интеллектоемкого функциональные возможности данного продукта. Знаниеемкость товара становится для потребителя важным фактором престижности владения, зачастую превращается в самодостаточный субъективный критерий самоценности человека, внешне выражает ее индивидуальность.

В-четвертых, в деятельности человека ярко обостряется противоречие между идеально задуманным проектом и реальным результатом деятельности по его практического внедрения, которое во многом является следствием того противоречия, что свойственно современному миропониманию и науке. В последние десятилетия резко возросла функциональная роль научных исследований, направленных на немедленное получение прибыли, и преследуют чисто конъюнктурные цели. Происходит это в ущерб науке фундаментальной, что вооружает знанием общих закономерностей, выявлением общего фундаментального содержания. Результаты прикладной науки основном "не вписываются" в "развитие Универсума" как процесса "его восхождения ступенями Разума" (М. Моисеев). Прикладная наука сегодня играет на понижение, потери от которого оказались слишком большими: омертвленного природы и экологический кризис, потеря целостности восприятия, сопровождающийся бесконечным дроблением знания, теряет общий горизонт, исчерпание потенциала фундаментальных идей. Императив выживания человечества требует, чтобы единичные решения принимались не вне знанием общей картины развития. Плюралистичность знания заключается не в отрицании интегрального характера самой науки, изучающей единый объект, но в разных ипостасях, а в том, что есть разные, в основном конкурирующие возможности и пути деятельности. Выявить их и определить социальные последствия их практической реализации - вот задача науки.

Эти характеристики-причины обусловливают необходимость перехода к экономике знаний, которую можно охарактеризовать несколькими основными признаками. Во-первых, в ней наблюдается переход от преимущественно вещественного производства к преимущественному созданию нематериальных ценностей - знаний и информации. Во-вторых, класс профессионалов и специалистов, занимающихся преимущественно умственным трудом, превращается в ведущую группу занятых, тем самым занимая растущее положение в структуре найма на работу. В-третьих, колоссально увеличиваются как расходы на приобретение знаний и информации, так и доходы от их производства и распространения. Крупнейшие финансовые обороты уже сейчас связаны именно со сферами создания новых знаний и обработки новой информации. Господствующими технологиями становятся технологии манипуляции человеческим сознанием как особый тип информационных технологий. В-четвертых, нововведения, отраженные в меняющихся взаимоотношениях между наукой и технологией, все в большей мере зависят от успехов в области теоретического знания и его кодификации. Соответственно, интеллектуальные организации, будучи связанными с кодификацией теоретического знания, все больше превращаются в ведущие центры развития современного общества.

Сочетание и различные конфигурации признаков знания как интеллектуального продукта определяют содержание современного общественного производства, где наблюдается постепенное вытеснение традиционных индустриальных средств производства новыми, продуцирующих прогрессивные знания как основной источник общественного богатства. Роль знания отражается следующими объективными показателями как рост добавленной стоимости в отраслях, основанных на знаниях (за последние 15 лет в большинстве стран ОЕРС он в среднем составил 3%, стабильно превышая темпы общего экономического роста в традиционных отраслях - 2,3%) и увеличение доли знаниеемких отраслей в совокупной добавленной стоимости (Германия - с 51% до 60%, Великобритания - с 45% до 51%, Финляндия - с 34% до 42%).

Новое понимание знания и его новая роль в общественном производстве с необходимостью ведет к кардинальному изменению главной задачи экономической науки: от исследования производственных отношений в рамках материального индустриального производства поле ее анализа смещается в сторону нематериального, духовного производства, где господствуют духовные, интеллектуальные, знание отношения, что становится определяющим в развитии общественного производства. Будущее экономической теории все более связывается с развитием теории экономики знаний.

Практическое использование знаний для социально-экономического развития требует конкретизации его теоретического анализа, становится недостаточной тезис, что знание имеет свойство всеобщности. На наш взгляд, необходим двухуровневый анализ феномена "знания". На первом - личностном уровне знания является внутренним фактором сознания, источником ее постоянного стремления к созданию единого цельного знания о мире ("universum"), что может реализовываться только в циннистноориентованному среде, а потому в условиях глобализации становится постоянной "проблемной" областью, вокруг которой должны формироваться способы и формы реализации технической стороны хозяйственной жизни. На втором - микроэкономическом уровне знания выступает как фундаментальная основа интеллектуального капитала компании, функционирующей в трех основных формах: "живое" знание (творческие способности и инновационно-качественные характеристики работника), овеществленная знания (техника, технологии, организационно-управленческие системы) и знаннемистка информация (патенты, лицензии, торговые марки, методические рекомендации, научные сообщения и т.д.).. Только "живое" знание обладает способностью к самовозрастания как рефлексивное, наиболее гибкое, открытое и самонакопляемое с точки зрения конкурентных преимуществ компании. Теоретические знания одновременно выступают источником трех указанных форм знания и формирование социального окружения (внешней среды) фирмы. "Живое" знания в условиях формирования экономики знаний реализуется в новом общественно-практическом феномене, который получил название "интеллектуальное предпринимательство", о котором идет речь во второй главе работы.

Практические аспекты формирования экономики и общества знаний оцениваются по новым показателем, разработанным ООН, - индексом К-общества (Knowledge sociaty), то есть общества, которое основано на знаниях. Он является синтетическим и определяется тремя главными показателями: индексом интеллектуальных активов общества (Iиа); индексу перспективности развития общества (Iпр); индексу качества развития общества (Ияр).

Значение К-индекса сводится к тому, что он свидетельствует о новой эре в оценке стран в начале нового века. Страны, накопившие свое богатство в индустриальный век, т.е. опирались на знания "как делать", еще не соответствуют новым критериям общественного развития, где стали господствовать знания "как сосуществовать". Т.е. концентрация богатств сейчас должна согласовываться с социально справедливыми принципами их потребления всеми членами общества. Это значит, что экономика знаний не может восприниматься и анализироваться в системе координат индустриального общества и материального богатства. В ней на первый план выходят социально справедливые отношения, имеющие за счет новых знаний обеспечивать новое качество жизни людей и их надежную безопасность, прежде всего в социальном плане.

Украина по индексу интеллектуальных активов находится на 44 месте и имеет приближенные к среднеевропейским индикаторы относительно будущих интеллектуальных активов общества, но отдельные индикаторы являются более низкими в этом плане (охват населения средствами телекоммуникаций и прессой). По индексу перспективности развития Украина занимает 41 место, что обусловлено высоким уровнем коррупции (индикатор свободы от коррупции - 2,3 по десятибалльной шкале), низкими затратами на исследования и инновационное развитие страны, незначительным уровнем государственной поддержки здравоохранения, средним значением количества детей на одного учителя в начальной школе. По индексу качества развития Украина занимает 26 место.

Общая картина места Украины в рейтинге К-обществ свидетельствует, что, во-первых, в стране много делается по будущему интеллектуальных активов развития, но в ней существует большой дефицит знания "как сосуществовать", во-вторых, почти трехкратное отставание Украины от Европы- 5 по расходам государства на исследования и инновации закладывает растущую тенденцию по отставание нашей страны от развитых государств в экономике, науке и технологиях в будущем, в-третьих, страна почти исчерпала себя как поставщик дешевой рабочей силы с преимущественно низкотехнологической и энергозатратной промышленностью. Эти обстоятельства должны стать основой для глубокого осмысления нынешних и будущих приоритетов развития страны, разработки ее социально-экономической стратегии развития в эпоху становления общества знаний.

Широкое развертывание тенденций формирования экономики знаний станет возможным тогда, когда в украинской элите начнет господствовать новое постнеклассической мышления, когда она поймет, что знаний индустриального, а тем более аграрного общества сегодня совершенно недостаточно для того, чтобы "вписаться" в процесс глобализации, обеспечивать социально- экономические условия для развития всей нации, всего населения страны. Реализация социальной, человеконаправленной природы принципов постнеклассической науки становится необходимым целевой предпосылкой экономических исследований.

Интеллектуальное предпринимательство: содержание, особенности и значение в процессе становления экономики знаний

Во второй главе "Интеллектуальное предпринимательство: содержание, особенности и значение в процессе становления экономики знаний" анализируется интеллектуальное предпринимательство как новый социально-экономический феномен, исследуется интеллектуальный капитал как интерспецифический ресурс интеллектуального предпринимательства, а также обосновывается необходимость широкого внедрения внутрифирменного управления знаниями как одной из главных основ перехода к инновационному развитию.

Предпринимательство является особой формой проявления общественно-экономических отношений, возникающих в ходе инициативной инновативной деятельности индивидуальных (коллективных) хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательскую поведение следует определить как упорядоченную совокупность осознанных, личностно и социально значимых действий предпринимателя, отражающие используемые им принципы отбора экономических альтернатив. Вместе с тем, эта характеристика действий предпринимателя распространяется на его внутренний мир, отличающийся постоянной инициативно повторяющейся особенностью и целостностью, основанной на единстве духовного, социального и биологического в каждом хозяйствующем субъекте. Нарушение этого единства рождает внутреннее противоречие в сознании предпринимателя. Оно проявляется, как правило, во временно возникающей несоответствия личностного общественной (проблема возможностей) или личностного индивидуальном (проблема средств). Пути решения противоречия двоякие. Противоречия как проблема возможностей решается через изменение макрохозяйственной системы (в транзитивных обществах - переход к рыночным отношениям, которые должны создавать условия для легализации теневого предпринимательства, существовавшего при социализме). Проблема средств решается самим предпринимателем в поле собственной деятельности через целенаправленное повышение собственного потенциала (финансового, культурно-образовательного, социального, физического).

Для более глубокого понимания предпринимательской деятельности важным является положение о единстве предметно-материальных и идеально-творческих составляющих этой деятельности. Исходя из недостаточности методологического аппарата классической и неклассической экономической теории, была обоснована необходимость подхода, основанного на принятии в целом дуалистического мировоззренческого принципа, особенность которого заключается в том, что в центр предмета исследования относится взаимодействие человека (предпринимателя) и среды его деятельности, понимаемой как динамическая неравновесная взаимодействие двух единств материального и идеального - человеческого и природного. Такой подход обусловлен не только необходимостью дальнейшего творческого развития теории предпринимательства - устранением исторического разделения между предметно-материальным и идеально-творческим началами предпринимательской деятельности, но и той новой ролью предпринимательства, возникающий в условиях формирования предпринимательской экономики как предшественницы и важнейшей формы экономики знаний.

Этот подход соответствует и принципам исследований постнеклассической экономической науки, которая выходит за рамки механистической картины мира, и ставит человека в центр научных исследований, то есть сосредоточивает внимание на личности предпринимателя и его новой роли как в процессе познания быстро меняющейся реальности, так и в самой хозяйственной практике , где он становится главным возмутителем спокойствия и нарушение равновесия в экономических процессах. Такой предприниматель качественно обновляет внешнюю среду на основе поиска и изучения новых возможностей удовлетворения человеческих желаний и потребностей.

Рассматривать предпринимательство только как чисто экономический феномен методологически неверно, так как он все больше становится феноменом социокультурным, что преследует социально-экономические цели. Акцент делается на том, что оно рассматривается как процесс самоорганизации, постоянного самообновления, мотивированного своими целями-потребностями предпринимателя, хозяйничает в формате динамического взаимодействия с другими субъектами микро- и макросреды. В этом взаимодействии широко используется имеющаяся социокультурная информация, что позволяет удовлетворять потребности других людей с помощью того, что сам предприниматель максимизирует свои возможности по развитию и удовлетворения своих социально-экономических потребностей. На современном этапе развития общества именно смысл своей деятельности предприниматель ставит в основу собственного дела, что, с одной стороны, совпадает с целью его саморазвития, а с другой - благодаря направленному на себя развития, он способствует удовлетворению общественных потребностей. Особенно важно указать, что многие новые общественных потребностей создаются самими предпринимателями, навязываются потребителям через рекламу, создавая новые предпринимательские ниши.

В теоретическом плане такой подход выводит саму теорию развития предпринимательства на качественно новый виток: на первый план в теоретическом анализе выдвигается синергетический эффект, достигаемый в процессе динамического саморазвития предпринимателя посредством наращивания энерго-массо-информационного обмена с внешней средой. Важнейшим аспектом, вне которого становится невозможно понять новую природу предпринимательства в условиях формирования экономики знаний, является необходимость целостного рассмотрения двух компонентов предпринимательской деятельности: предметно-материальной и идеально-духовной. Причем второй компонент начинает играть определяющую роль в развитии феномена предпринимательства. Если раньше исследователи всегда и единодушно говорили о получении прибыли как единственной цели предпринимательской деятельности, то теперь акценты существенно меняются. В серьезных исследованиях, посвященных выяснению природы современного предпринимательства, авторы вполне обоснованно рассматривают предпринимательство как процесс личностного или системного самообновления (personal and organizational renewal) и самоорганизации через воплощение в жизнь идей по созданию новых или развитию действующих предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Такое широкое толкование предпринимательства вполне оправданно и позволяет более всесторонне и взвешенно, значительно глубже в теоретическом плане подойти к раскрытию его современных особенностей.

В русле такого подхода следует исследовать и новый феномен - интеллектуальное предпринимательство, тесно связан со становлением экономики знаний. Сейчас наиболее прогрессивные предприниматели понимают, что новые условия ведения бизнеса создают такую ситуацию, когда ориентация только на прибыль становится почти однозначно залогом того, что прибыли не будет. Прибыль для них уже не является главной целью предпринимательской деятельности. Они рассматривают его как производное явление, появляется само собой, если есть инновационная идея, инновационный проект и инновационный продукт. Главное для таких предпринимателей - реализовать свои знания, интеллект через создание чего-то такого, чего еще не было. Этим новым они влияют на сознание потребителей, задают моду, создавая свою нишу на рынке. При этом пытаются предсказать будущее, в котором именно знания будут играть ведущую роль, и "брать" свои идеи именно из будущего. Продукт таких идей должен нести людям новые знания, стимулировать людей в их стремлении к новым знаниям.

Под интеллектуальным предпринимательством, на наш взгляд, следует понимать особый вид деятельности предпринимателей-интеллектуалов по созданию благоприятных условий для удовлетворения сложных потребностей человека, направленных на ее развитие и формирование будущего, основанный на знаниях, постоянно обновляются, способности интеллектуалов к абстрактному мышлению как предпосылки определения и предупреждения социальных рисков.

Предприниматели-интеллектуалы создают продукты с особыми свойствами: значительная, почти неограниченная возможность диверсификации; инновационная направленность на каждого отдельного человека в конкретном месте и в конкретное время; вещественный или идеально воплощенный результат применения знания как реализации "творческой деструкции" (производственное пути от творческого возбуждения существующего равновесия к восстановлению локальной рыночного равновесия через создание инновационного продукта).

Творческое нарушение равновесия становится постоянной предпосылкой развития интеллектуального предпринимательства. Предприниматель-интеллектуал не может останавливаться на достигнутом, так как при современном развитии техники и технологий временной лаг между реализацией им своей идеи и реализацией ее конкурентами сокращается до минимума. Поэтому постоянный поиск новых идей, концепций, направлений кардинального совершенствования продукта становится закономерностью интеллектуального предпринимательства. Для того, чтобы быть "на гребне" волны современной конкуренции предпринимателю-интеллектуалу чуждо узкое "туннельное видение" поля своего бизнеса, ему необходима самая широкая мировоззренческая и научная подготовка, а критическое мышление и овладения медиационной технологией становятся необходимыми умениями предпринимателей-интеллектуалов. При этом главной их профессиональной характеристикой-свойством является не просто умение усваивать имеющиеся знания, но становится развитие абстрактного мышления, умение к творчеству через проведение медиативная (не инверсионного) поиска в рамках мировой и национальной культуры, необходимость опираться на этические принципы и ценностные основы хозяйства при принятии управленческих решений, что требует широкой образования и фундаментальных знаний, касающихся понимания стилей и смыслов жизни.

Предприниматель-интеллектуал не "зацикливается" на технологиях, истинной его заботой становятся идеи, которые порождаются творчеством, нестандартным мышлением, широкой образованностью. Особую значимость приобретает нравственная, культурная сторона дела, умение адаптировать свою стратегию развития (на базе сильных и слабых сторон) к наиболее значимым и постоянных особенностей окружения. Но значительно веской причиной повышения значимости культуры и этики является то, что наиболее прогрессивно мыслящие западные ученые уже давно обеспокоены тем, что экономика потребления исчерпывает себя, а нравственность загнана на задворки повседневной жизни. Поэтому вновь востребованными становятся знания о внерыночные ценности и нерыночные механизмы регулирования изрядной части общественных благ, о значении нравственности в экономике и социуме, о необходимости самоконтроля науки совестью. Этические знания и нравственные смыслы становятся той составляющей-основой, которая во многом должна определять действия предпринимателя-интеллектуала. Широкий кругозор, творческое мышление, умение доказывать свою идею до практического воплощения и насыщения новым товаром рынка - вот те главные качества, которые сегодня нужны предпринимателю и более всего ценятся в сфере бизнеса.

Выводы

Становления экономики знаний - это реальность начала XXI века. Однако не во всех странах осознали эту реальность и принимаются адекватные меры для ее реализации.

Анализ новой роли знания позволил выявить тенденцию стремительного роста значения знаний и интеллекта в современном общественном развитии. Сейчас для реализации императива выживания человечества недостаточно функциональных знаний, жизнедеятельность человека требует знания общих закономерностей, нового определения фундаментальных смыслов существования. Это привело к тому, что на первый план в современном предпринимательстве выходит развитый интеллект, способный к творческой мыследеятельности. Именно внутренняя интеллектуальная мыследеятельность становится не просто желательным, а крайне необходимым для того человека, который хочет стать предпринимателем в современном сложном и многомерном мире, где информация передается в реальном времени, а глобальные тенденции уже стали "безусловным авторитетом", который покоряет всех и вся . Само определение предпринимательства как инновационной деятельности уже говорит о том, что интеллектуальная составляющая здесь должна быть и является главным принципом развития. Именно новизна как продукт творчества интеллектуального мышления всегда выделяла предпринимательскую деятельность среди других видов производственной деятельности.

Интеллектуальное предпринимательство не имеет главной целью количественное удовлетворение первичных потребностей; его миссия гораздо шире: качественное обновление как окружающего мира, так и самого человека. Современное экономическое знание должно стать гуманистически ориентированным и социально ответственным, потому что только в такой ипостаси он может стать тем фундаментом, который позволит решать актуальные хозяйственные проблемы как на уровне отдельного человека и фирмы, так и на уровне всего общества. Чисто экономический подход к исследованию современных общественных явлений может дать только одностороннее знание, чего сейчас уже совершенно недостаточно для реализации императива выживания человечества. Поэтому дальнейшее развитие экономической теории требует скорейшего перехода на принципы постнекласческой науки, более широкого использования достижений других наук о человеке, обществе и природе при всестороннем исследовании социально-экономических процессов и явлений.

Основой современного развития становятся знания и инновации, а потому значительно возрастает общественная роль предпринимательства как двигателя нарушения спокойствия, равновесия, стремление к новому. Сегодня более глубоко понимается природа самого предпринимательства. Важнейшим аспектом, вне которого становится невозможно новое понимание предпринимательства в условиях формирования экономики знаний, является необходимость целостного рассмотрения двух компонентов предпринимательской деятельности: предметно-материального и идеально-творческого (духовного). Второй компонент начинает играть определяющую роль в развитии феномена предпринимательства, который сейчас рассматривается как процесс личностного или системного самообновления и самоорганизации предпринимателя за воплощение в жизнь идей для создания новых или развития действующих предприятий различных сфер деятельности.

Новым особым видом предпринимательства становится интеллектуальное предпринимательство, что напрямую связано с повышение роли знаний и интеллекта в общественном производстве и выражает новую закономерность социально-экономического развития общества. Особую роль в этой связи играет относительно новый фактор производства - предпринимательские способности, основанные на использовании знаний и информации, которые открывают широкие возможности изменения производства товаров и услуг, пользующихся спросом. Это же, в свою очередь, связано с тем, что для удовлетворения новых потребностей необходимо вновь и вновь напрягать интеллект, чтобы изобрести новые способы их удовлетворения. Более того, предприниматель-интеллектуал создает новые потребности, новые ниши на рынке и в этой роли становится "мотором" современного развития.

Проблема подготовки предпринимателей-интеллектуалов становится наиболее значимой в сфере экономического образования. Поэтому крайне необходимо целенаправленно формировать широкое мировоззрение будущих предпринимателей. С этой целью считаем целесообразным значительно расширить изучение тех учебных дисциплин, которые могли бы способствовать более целостному познанию современной реальности студентами и аспирантами экономических университетов и факультетов. Необходимо ввести в государственных стандартов подготовки экономистов-магистров обязательные учебные курсы "Философия хозяйства", "Хозяйственная этика", Духовная антропология", "Философия современного естествознания", а для аспирантов-гуманитариев - кандидатский экзамен по предмету" История и философия науки".


Международный экономический форум