Международный экономический форум 2012

Яруллин Р.Р., Ханнанова Л.Р.

Исламское страхование

Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы саморазвития: инициатива и предприимчивость, более полное удовлетворение запросов страхователей. Что касается государственного регулирования страховой деятельности, то оно дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм регулирования страховой деятельности сплетается с рыночным механизмом страхования [1].

Характерными чертами зарубежной системы страхования сельскохозяйственных культур являются:

2) Системный подход в осуществлении страхования, что предполагает:

а) наличие четкой нормативно-правовой базы, учитывающей интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и страховых компаний;

б) осуществление координирующей роли государственной структурой (министерством сельского хозяйства, специальным агентством или специальной организацией);

в) объединение финансовых ресурсов посредством создания специального фонда или проведение перестраховочных операций с гарантиями государства.

3) Четкие критерии программ, в которых участвует государство.

4) Покрытие страховой защитой с участием государства только определенной части урожая, то есть обеспечение необходимого минимума поддержки для сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Однако, мировой опыт, за исключением нескольких случаев, показывает, что программы страхования сельского хозяйства с участием государства в данное время являются весьма дорогим и малоэффективным инструментом аграрной политики, как в развитых, так и в развивающихся странах. Условия многих предлагаемых страховых схем создают предпосылки для некорректного использования и злоупотреблений, как со стороны страховых компаний, так и фермеров, участвующих в этих программах. В этой связи становится уместным рассмотрение исламского страхования, или такафула.  

Институты (правила) рынка страховых услуг являют собой правила неэквивалентного обмена между участниками страховых отношений, поскольку страховщики «могут взять то, что им причитается, но не всегда (в силу условий договора страхования) предоставляют страхователю какой-либо эквивалент, - т.е. страховой случай не наступил, страхователь как бы теряет уплаченные взносы» [2].

Исламское же страхование принципиально отличается от страхования в классическом его понимании.

Основные правила такафул-страхования:

1) в такафуле часть взносов, выплачиваемых каждым участником, рассматриваются в качестве дара или добровольного пожертвования и направляются в специальный фонд, из которого при наступлении страхового случая страхователям предоставляется компенсация. Помимо выплаты необходимой для покрытия ущерба суммы, участник может рассчитывать на доход от другой части взносов (на основе системы разделения прибыли и убытков), – вне зависимости от наступления страхового случая;

2) уплаченные взносы, или их часть, могут использоваться только в операциях, не запрещенных шариатом. Любая операция такафул-компании изначально может быть признана ничтожной, если в ней содержатся элементы, запрещенные исламом;

3) основная цель исламского страхования состоит в обеспечении гарантией рисков участников. Стороны договора исламского страхования (такафула) могут выступать как в роли тех, кто предоставляет гарантию, так и тех, кому предоставляется гарантия;

5) за деловой активностью такафул-компаний призван наблюдать специально созданный шариатский наблюдательный совет, в задачи которого входит оценка новых продуктов (услуг) компании, а также проводимых ей операций с точки зрения их соответствия нормам и принципам мусульманского права;

6) все стороны договора исламского страхования должны действовать в соответствии с принципом utmost good faith (наивысшей добросовестности);

7) страхователи имеют право выдвинуть своих представителей в совет директоров такафул-компании.

Как правило, исламские страховые компании в мире предлагают клиентам услуги по общему и семейному такафулу.

Общим такафулом, в основе которого лежит идея возмещения, охватываются риски, присущие имущественному страхованию. Участниками здесь могут выступать физические и юридические лица, а уплачиваемые взносы направляются в так называемый фонд общего такафула, или просто такафул-фонд, откуда страхователям предоставляется возмещение при наступлении для них страхового случая. Такафул-оператор выступает в роли доверительного собственника этого фонда. Если уплаченных взносов недостаточно для покрытия издержек, такафул-оператор может повысить ставку премии.

Однако если для кого-либо из участников наступил страховой случай, и он получил соответствующее возмещение от компании, то он, как правило, не имеет права претендовать на часть прибыли из такафул-фонда. Из этого же фонда компания выплачивает премии перестраховщикам, создает резервы на случай непредвиденных убытков. После вычета указанных сумм, доход, полученный от инвестирования средств из такафул-фонда, распределяется между участниками и компанией в заранее оговоренных долях (например, 50 % - оператору и 50 % - участникам). Как правило, доход распределяется между такафул-оператором и участником по истечении срока действия полиса.

Важным отличием общего такафула от традиционного имущественного страхования является метод оценки застрахованного имущества. В традиционном имущественном страховании по некоторым видам услуг страховщик предлагает страхователю полис, включающий оценку застрахованного имущества. Это означает, что в случае полной гибели предмета страхования страхователю будет возмещена сумма, указанная в страховом полисе. А, например, при частичном ущербе в традиционном страховании страховщик может выплатить сумму как большую, так и меньшую, чем предполагалось при заключении договора в отношении аналогичного ущерба, - если реальная стоимость застрахованного имущества на момент наступления страхового случая стала меньше или, наоборот, превысила сумму страхового покрытия. В исламском страховании подобные методы считаются неприемлемыми, поскольку создают ситуацию гарара (неопределнности) и рибы (ростовщичества). В связи с этим, исламские страховщики практикуют периодическую оценку застрахованного имущества, чтобы избежать незаконного, по их мнению, обогащения одной стороны за счет другой. Осуществляя такие меры, такафул-оператор тем самым нивелирует противоречие между суммой компенсации и текущей рыночной ценой застрахованного имущества. При этом соответственно меняется ставка премии.

При изучении особенностей такафула возникает вопрос – является ли исламское страхование взаимным или коммерческим по своей природе? Исламское страхование нельзя охарактеризовать как исламский аналог только взаимного или только коммерческого страхования, поскольку обе данных формы страхования отображены в идее такафула сквозь призму исламских ценностей [2].

Разница между обычным страхованием и Такафул-бизнесом более наглядно видна при рассмотрении инвестиционной деятельности Такафул-компаний. Традиционные страховщики инвестируют свои фонды в направления, основанные на получении прибыли в виде процентов и заранее не известен ни объем дохода, ни то, что будет ли он вообще. Такафул-компании же прибыли между участниками стархования и самой компанией-оператором распределяют в соответствии с заранее установленными в договоре процентами. Такафул-система основана на механизме, противоположном обычному страхованию, когда независимо от размера основного расхода Такафул-компании прибыль будет всегда возвращена участникам пропорционально их вкладам [3]. Как нам видится, новую систему страхования сельскохозяйственных рисков целесообразно строить на принципах такафул-страхования в целях как повышения доверия селян к старховым механизмам защиты от неблагоприятных событий, так и повышения эффективности сельскохозяйственного стархования.

Иными словами, изучив опыт передовых идей по рыночным и нерыночным механизмам регулирования экономических процессов развитых стран, с учетом неудачных преобразований и реформ, также имевших место в истории тех или иных государств, необходимо усовершенствовать и разработать принципиально новые институты рынка страховых услуг, т.е. правила формирования и регулирования социально-экономических отношений по поводу купли-продажи (обмена) специфического товара  - страховой услуги.

Литература:

1. Ахвледиани Ю.Т., Шахов В.В. Страхование.- М.:ЮНИТИ, 2011. – 496 с.

2. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика/ Р.И.Беккин. – М.: Анкил, 2001.

3. An Introduction to Takaful – An Alternative to Insurance, Muhammad Ayub. - http://www.islamic-world.net/economics/takaful_intro.htm