Международный экономический форум 2012

Малинина Т.Б.

Человек, труд и потребление как мера социального развития общества

       В мировом сообществе уже давно экономический рост принято рассматривать не как самоцель, а только как инвестиции в человека, средство достижения более гуманных целей стратегического общественного развития, в котором социальное развитие, предполагающее увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т.д.) различных групп населения и каждого человека, становится приоритетным.

         Современные реалии  заставляют осознать необходимость переориентации производства, государственной политики и самих принципов организации строя экономики на цели развития человека, улучшения окружающей среды, сохранения природных ресурсов для будущих поколений. В Декларации, принятой на всемирной встрече на высшем уровне по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995 г.), заявлено о том, что  в ХХ1 столетии социальное развитие и удовлетворение потребностей людей выдвигаются на первый план. 

       Социальное развитие напрямую связано с трудом или с процессом производства материальных благ (жизненных средств), удовлетворяющих растущие потребности общества в целом и каждого индивида  в отдельности, поэтому оно не должно рассматриваться как нечто производное от его экономического развития. Только взаимодействие социальной и экономической сфер позволит удовлетворить потребности людей и поддержать их экономическую активность. В связи с этим нельзя недооценивать роли образования, здравоохранения, науки, культуры и других отраслей непроизводственной сферы.

       Специалистами Программы развития ООН разработан комплексный показатель, характеризующий социально-экономические условия для наблюдения за социальным развитием отдельных стран и человечества в целом - индекс человеческого развития (ИЧР). ИЧР является составным индексом, объединяющим различные измерения человеческого развития в виде разнородных индексов долголетия, материального благосостояния, охвата обучения – в этом просматривается  не единственный его недостаток.

            Концепции социального развития  разрабатываются и утверждаются органами государственной власти на различных уровнях, но вопрос о содержании социального развития российского общества в постсоветский период остается открытым. Представления о том, что  производство все большего количества товаров и услуг является показателем повышения уровня жизни и социального развития общества, является, по крайней мере, односторонним. Уровень жизни может быть низким при высоких показателях экономического роста. Следовательно, макроэкономические показатели не являются адекватной мерой социального развития во всем его многообразии. Поэтому  следует обратить внимание на сам процесс потребления.

         Потребление предлагается рассматривать с точки зрения понимания его как элемента производства общества, социальной жизни и человека. Потребление реализует воплощенный в продукте проект его использования, который создается в предыдущих фазах – прежде всего в производстве. В экономике обычно производится деление производственных процессов по фазам (производство, распределение, обмен). Тем самым экономисты ставят потребление в один ряд с производством и распределением, и лишают его социально-экономического содержания. Потому потребление, с этой точки зрения, не является экономическим или социальным отношением, т.к. представляет отношение субъекта к вещи, а отношения людей друг с другом в этом случае не берутся в расчет. В таком случае получается, что  целая область человеческих отношений остается за рамками анализа, т.к. потребление понимается как цель производства, а целевые отношения или субъективные предпочтения не могут включаться в экономические отношения.

         В социальных науках потребление чаще всего исследуется со стороны субъективных форм проявления: потребностей, интересов, ценностных ориентаций и т.д.

         Включение потребления в систему общественных отношений может быть основано на понимании его как производства и воспроизводства человека. Тогда, с одной стороны, цель производства получит вполне определенную форму – форму реализации человека с его потребностями, а с другой – отношения потребления обнаружат себя одной из форм отношений людей по поводу собственного воспроизводства как субъектов. Производство (труд) и потребление не будут разделены как два объекта различных наук, а предстанут двумя противоположными формами  одной и той же сущности. И потребление станет продолжением общественного производства и производственных отношений, и будет иметь распространение на сферу потребительного производства, т.е. будет преодолена ограниченность по фазного деления  общественного производства [1, с.250].

         В таком понимании потребление и сам термин «потребительное производство» было впервые введено К.Марксом. Во введении к «Критике политической экономии» он характеризует потребление как деятельность, уничтожающую продукт материального производства, его противоположность, второй вид производства – потребительное производство, в котором производится и воспроизводится сам человек.    Таким образом, потребительное производство включает в себя не только воспроизводство человеческой жизни, но и социальное производство.

         Потребление как потребительное производство понимается как совокупность процессов, посредством которых производится и воспроизводится социальное содержание жизни, социальная определенность человека.

         Таким образом, потребление для общества имеет огромное   социальное значение. Во-первых, материальное потребление обуславливает необходимость включения каждого человека в социальную жизнь; во-вторых, оно воспроизводит социальную структуру общества как основу типа социальной жизни и видов образа жизни. Поскольку человек участвует в общественном производстве в каком-либо социальном качестве, материальное потребление в процессе этого производства воспроизводит его социальный статус. В-третьих, материальное потребление, его структура (то есть то, что человек ест, пьет, в каких условиях живет и т.д.), культура потребления и мера использования функциональных возможностей продукта и т.п. воспроизводит материальные условия жизни (быт, состояние здоровья, материальные предпосылки общественного, социального и культурного развития, демографическое поведение и т.п.).  В-четвертых, духовное потребление участвует в формировании мировоззрения, ценностных ориентаций, идеалов и жизненных установок людей. Такое значение потребления для человека и общества позволяет назвать его потребительным производством [2, с. 24-27].

Литература:

1. Ельмеев В.Я. Теория и практика социального развития. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004.- 400 с.

2. Ковалев А.М. Динамика способа производства социальной жизни. М.,1982.